"ТРАКТАТ О НЕБЫТИИ"

Такова врожденная тревога, свойственная человеку как человеку и - некоторым образом - всем живым существам. В рассматриваемом здесь смысле тревога смерти касается исключительно озабоченности прекращением собственного существования. Также и переживания по поводу того, что чья-то жизнь оборвалась - это не есть тревога смерти. Это траур и оплакивание утраты. Конечно, смерть другого всегда будет"примеряться" и на самого себя. И вот тут уже мы будем иметь дело с тревогой смерти в первом лице. Наша смерть ждет нас где-то и когда-то, может быть лишь через десятилетия. До тех пор, пока жизнь не оборвалась, мы ощущаем себя как бы вечными - потому что всегда устремлены в своё будущее, которое в нашем сознании не имеет конца. Мы планируем каждый раз так, как будто мы бессмертны. Мы не можем жить иначе - ведь будущее есть всегда, пока мы живём.

Культура и искусство

Смерть есть конец всего. После нее, повторяю, пропасть, вечное небытие; все сказано, все сделано Ламетри. Система Эпикура Только она смерть - авт. Стасову Будь осторожен в своих желаниях, чтоб вновь никогда не придти тебе к существованию. Сутта-нипата, М; , с.

«Небытие» — не просто страх физической смерти, хотя, возможно, именно смерть Ожидание небытия перед лицом смерти придаёт человеческому.

Вся мудрость и все рассуждения в нашем мире сводятся, в конечном итоге, к тому, чтобы научить нас не бояться смерти. Монтень Страх смерти естественен для человека. Он знаком практически каждому. Его экзистенциальное присутствие в человеческой жизни блестяще описано Ирвином Яломом: Страх смерти имеет огромное значение в нашем внутреннем опыте: Но все же обычно этот страх не разрушает жизнь.

Каждый человек проделывает немалую внутреннюю работу, чтобы научиться жить с этим страхом и защищаться от него. Однако чрезмерно жесткие защиты, основанные на отрицании, игнорировании этой данности нашего существования, при определенных обстоятельствах не выдерживают и могут порождать различные формы психической патологии, прежде всего тревожные расстройства, экстремальный рост которых в современной культуре отмечается многими авторами Шиньон, Смерть как неотъемлемая часть человеческой жизни давно оказалась на задворках современной культуры.

Ее, как нищенку или незванного гостя, не пускают через парадный ход, но за это она мстит современному человеку, повергая его в состояние страха и полной растерянности при неизбежной встрече. Египтяне имели обычай во время празднеств вносить в торжественную залу наряду с лучшими яствами мумию какого-нибудь покойника, а после пира показывали присутствующим огромное изображение смерти.

Ликург учил, что близость кладбищ к жилищам человека, присутствие множества людей на похоронах необходимы, чтобы изо дня в день напоминать каждому об ожидающей его судьбе.

Смерть есть конец всего. После нее, повторяю, пропасть, вечное небытие; все сказано, все сделано. Система Эпикура Только она т. Стасову Будь осторожен в своих желаниях, чтоб вновь никогда не придти тебе к существованию. Сутта-нипата , М; , с. Парменид Небытие окружает меня со всех сторон.

На первом месте расположился страх перед полетами. боится самого факта не существования и отсутствия реальности — небытия.

Страх смерти Предлагается сразу отграничить два вида страха смерти. Первый — витальный страх, инстинкт самосохранения, присущий всему живому, от инфузории до высших позвоночных. Кому он не присущ, быстро вымирают в процессе естественного отбора. Чистая биология, с ней всё ясно. И не будем об этом. Разве, пару слов о том, что, к счастью, редко, перед человеком встаёт нелёгкий выбор между собственной жизнью и иной значимой ценностью.

Но это тема для другого разговора Мы же поговорим о так называемом экзистенциальном страхе смерти, который возглавляет знаменитую четвёрку экзистенциальных вопросов, встающих на нашем пути человека в процессе эмоционального и духовного развития.

Часть . Психотерапия для повседневной жизни.

На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения. Фридрих Энгельс Возможна ли в жизни радость, когда денно и нощно приходит-ся размышлять, что тебя ожидает смерть? Марк Цицерон Смерть есть конец всего. После нее, повторяю, пропасть, вечное небытие; все сказано, все сделано. Жюльен Ламетри Только она смерть. Какое может быть счастье при жизни, неизбежно ведущей к слабости, старости, смерти?

Страх перед смертью постоянно существует в бессознательном, зрения Ирвина Ялома страхом смерти является страх небытия.

Одесская шутка Обилие современных философских текстов подобно ассортименту круглосуточного магазина или списку кандидатов в депутаты: Поэтому появление действительно значительного текста со свежими и смелыми идеями — настоящий праздник для интеллектуала. Наконец-то читатель встречается не с пережевыванием общеизвестной классики или модных зарубежных авторитетов, а с попыткой сказать свое, новое, по-настоящему философское слово, более того — продолжающее славную традицию полного отрицания всей предшествующей философии как ошибочной.

Витгенштейна, вполне органично сочетает, казалось бы, несоединимое: Значительный философский текст — это всегда перелом большего или меньшего масштаба в траекториях мировой мысли. После Сартра и Поппера, по моему глубокому убеждению, мировая философия вступила в кризисный точнее сказать: А может быть — первая ласточка бурной философской весны, нового могучего подъема метафизики?

Честное слово, у меня нет заранее готового ответа на этот вопрос. Чтобы приблизиться к нему, можно идти двумя основными путями. В этом контекстуальном пространстве узловыми доменами стали бы идеи буддийской философии Нагарджуны, Асанги и др. Кроме явных узлов контекст составляют также десятки второстепенных концепций. Оставляем разработку этого пути историко-философским эрудитам.

Страх небытия

Об авторе Хорошо известно, что наше столетие называют столетием страха. В первую очередь речь идет о страхе человека перед завтрашним днем. К чему еще может относиться страх человека — это уже следующий вопрос. Ответ на этот вопрос пытается дать современная философия экзистенциализма, которая считает, что в конечном счете все страхи человека являются страхом перед небытием.

Психотерапевты уделяют вопросу страхов человека большое внимание.

три модуса небытия: «до-бытие» (великое ничто мраком, водой. перед нами парадокс архаичес- . иваемое или замалчиваемое, ибо страх перед.

Трактат о небытии А. Трактат о небытии Горячо, страстно, оригинально. И вот уже и литературно ценно. Можно соглашаться или не соглашаться, полемизировать или нет. Но это красиво, а то, что красиво, — искусство. Трактат написал философ, преподаватель, автор учебников, сотрудник МГУ, который умер два года назад в возрасте 79 лет. В советское время ему не давали преподавать философию… Советую читать не с экрана, а распечатать себе на бумаге.

Для диалектической философии нет ничего раз навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения.

Арсений Чанышев (Россия) |+| «Трактат о небытии»

Одесская шутка Обилие современных философских текстов подобно ассортименту круглосуточного магазина или списку кандидатов в депутаты: Поэтому появление действительно значительного текста со свежими и смелыми идеями — настоящий праздник для интеллектуала. Чанышева[1] привлекает внимание предельностью заявленных тезисов, видимой солидностью логической аргументации, основанной на обширном историко-философском идейном арсенале, и экзистенциальной отвагой.

Наконец-то читатель встречается не с пережевыванием общеизвестной классики или модных зарубежных авторитетов, а с попыткой сказать свое, новое, по-настоящему философское слово, более того — продолжающее славную традицию полного отрицания всей предшествующей философии как ошибочной. Витгенштейна, вполне органично сочетает, казалось бы, несоединимое:

Другой важный аспектрассуждений Монтеня – это его одержимость темой страха перед смертью, перед небытием. И этот страх в буквальном смысле.

Так получилось, что я являюсь убежденным атеистом и материалистом. Я не верю ни в загробную жизнь, ни в возможность существования сознания или души вне тела. И после недавней смерти своего деда я по-настоящему осознал бессмысленность всего. Я и раньше понимал, что 70 лет жизни на мелкой планетке в захудалой солнечной системе на краю одной из сотен миллиардов галактик в вечно существующей вселенной 13,7 миллиардов лет - это вечность - это ничто.

Но именно сейчас стал осозновать, что все, что я ни делаю -обречено на забвение. Все воспоминания исчезнут, а сознание уничтожится. Эти мысли сейчас по-настоящему отравляют мою жизнь. Хотя по мне и не заметно, но чувство страха смерти со мной постоянно. Причем это чувство все больше возрастает. Появляются уже поганые мысли наподобие:

Стрельба в центре города. Экслюзивные интервью.